Хрусталь – история, производство и будущее
Тысячелетиями человечество изготавливало стекло, и это
искусство пронизывает многие древние культуры. Еще в давние времена люди ценили
природный хрусталь, использовав его для создания украшений, статуй и утвари.
Чтобы добиться эффекта природного хрусталя, люди начали добавлять различные
металлы в стекло, из-за чего оно приобрело название "хрустальное".
Свинец стал наиболее успешным из этих добавок, преобразовав стекло и наделив
его новыми качествами. Изделия из хрусталя отличаются узнаваемым звонким
звуком, отсутствием привкуса олова, характерного для обычного стекла, и
удивительной прочностью. Прикосновение к такому хрусталю дарит ощущение уютной
теплоты, а его блеск и изысканная огранка делают его настоящим произведением
искусства.
Изобретение и история хрусталя
Среди ведущих европейских стран, специализирующихся на
производстве стекла и хрусталя, выделяются Нидерланды, Чехословакия, Англия и
Венеция. В Англии корни этого искусства уходят во времена римского владычества
над Британией, достигая пика в период создания витражей во времена возведения
соборов. Индустриальный поворот в этой области начался в середине XVI века,
когда ряд видных венецианских мастеров переселился в Лондон, привлеченный
покровительством королевы Елизаветы I. Под ее эгидой и благодаря прибытию
венецианских мастеров в следующем веке был освоен процесс производства
свинцового стекла.
В 1673 году в Лондоне Джордж Равенскрофт основывает свою
стекольную мастерскую и недолго спустя вводит патент на производство
"кремневого стекла", также известного как свинцовый хрусталь.
Равенскрофт выяснил, что введение свинца в состав стекла при его плавке
способствует улучшению его характеристик. Среди первых неполадок были синеватая
окраска и "трески" на поверхности стекла. Повышенное содержание
свинца помогло преодолеть эти проблемы. Мастер продолжал тонкую работу с
составом, добиваясь совершенства. В эпоху Равенскрофта стала популярной резка
стекла – до этого момента считалось, что гладкое стекло идеально в своей
простоте. Его новация предоставила отличную платформу для этой декоративной
техники. Однако, несмотря на рост популярности оранжерей в 1700-х, введение
налога на стекло стало препятствием для отрасли.
Для уклонения от акцизов производители переехали свои
предприятия в Ирландию. Именно в этот момент Ирландия превратилась в основной
узел производства свинцового хрусталя, особенно в портовом городке Уотерфорд. В
1783 году братья Джордж и Уильям Пенроуз создали в Уотерфорде Стекольную
мануфактуру, которая к 1851 году стала знаменитой благодаря выставке
"Хрустальный дворец" в Лондоне – одной из первых мировых экспозиций.
Успех ирландских стекольных заводов не прошел незамеченным для налоговой
службы, и когда в 1825 году в Ирландии был введен акциз на стекло, это привело
к закрытию уотерфордской мануфактуры в тот же год ее звездного момента на
"Хрустальном дворце" (1851 г.).
В течение XIX века стекольные заводы в различных европейских
странах заняли ведущие позиции на рынке: Baccarat во Франции, Orrefors в
Швеции, Swarovski в Австрии и многие другие. Ирландская стекольная традиция
возобновилась после Второй мировой войны, когда возросший интерес к ирландскому
искусству побудил группу предпринимателей к восстановлению деятельности в
Уотерфорде. Сегодня ведущие стекольные заводы пользуются заслуженным признанием
среди ценителей и коллекционеров во всем мире, и они не редко сотрудничают
между собой для привлечения международного внимания и сохранения уникального
сообщества художников-стеклодувов.
Материалы для производства хрусталя
Основой для производства стекла является специфическая
комбинация из кварцевого песка (также известного как серебряный песок), поташа
и красного свинца. Для производства свинцового хрусталя применяется желтый
оксид свинца, известный как "летаргия", который происходит из
красного оксида свинца при выделении части кислорода. Кремнезем можно найти в
виде прибрежного песка или в чистом виде как кварц, формирующий шестигранные
кристаллы. На каждом стекольном производстве существует уникальная рецептура
для достижения желаемых свойств стекла. Если сравнивать состав обычного стекла
и свинцового хрусталя, то стандартное стекло обычно состоит из 63% кварцевого
песка, 22% соды и 15% известняка; в то время как свинцовый хрусталь содержит
48% кварцевого песка, 24% поташа и 28% красного свинца.
Для получения цветного стекла в стеклянную массу добавляются
разные металлы. Также могут быть включены в состав такие добавки как селитра,
бура и мышьяк. Существуют стандарты, определяющие качество хрусталя, включая
содержание свинца, плотность, коэффициент преломления и твердость поверхности.
Основываясь на этих стандартах, выделяют разные типы стекла: хрустальное
стекло, прессованное свинцовое стекло, свинцовый хрусталь и полноценный
свинцовый хрусталь.
Дизайн хрустальных изделий
Хотя дизайны могут казаться похожими среди различных
производителей хрусталя, каждая компания обычно обладает уникальными
особенностями и собственной формулой сырья, что позволяет реализовать
определенные дизайнерские решения. При создании дизайна всегда учитывается
предназначение продукта. Например, при разработке коллекции бокалов и графинов
учитывается, что потребители могут дополнять или обновлять эту серию со
временем. Следовательно, дизайн должен быть не только актуальным, но и
безвременным. Коллекционные предметы могут отражать основные черты бренда,
однако их дизайн может меняться чаще в соответствии с модными тенденциями.
Профессиональные дизайнеры, обладая знаниями в области
стеклоделия, учитывают технические особенности: толщину материала, глубину
резки и мастерство граверов. Узоры классифицируются по типу резки: плоская,
выпуклая или V-образная. Исходя из этих базовых техник, создаются разнообразные
мотивы с названиями, такими как "клубничный ромб", "флейта",
"веер" и др. При выборе названий для новых дизайнерских линий особое
внимание уделяется ассоциациям, связанным с наследием или современностью.
Процесс производства хрусталя
Технология производства стекла имеет древние корни,
проследившиеся на протяжении 2000 лет, и едва ли претерпевшая значительные
изменения. Основные компоненты остались прежними, хотя инновации, связанные с
добавлением свинца в состав, существенно улучшили конечный продукт.
Для получения кристаллической массы основные ингредиенты
смешивают и расплавляют в печи при температуре 1 200° C. Добавление оксида
свинца происходит с помощью контролируемого потока воздуха в хитроумной
процедуре, которая позволяет добиваться разной степени прозрачности. Важно
тщательно следить за состоянием в печи, чтобы свинец полностью окислялся,
предотвращая образование металлического свинца, что могло бы испортить оттенок
и разрушить внутренние элементы печи. Свинцовый состав придает стеклу
плотность, делая его более тяжелым и меняя способность к преломлению света, а
также создает особенный звон при ударе.
Производство свинцового хрусталя требует участия от четырех
до семи художников, работающих как хорошо налаженная команда. Для формирования
основной формы, известной как "кристаллическая камера", используются
деревянные блоки и формы. Как только расплавленная масса касается формы,
процесс затвердевания стекла начинается, поэтому действия должны быть быстрыми
и точными.
Чтобы добиться желаемой толщины камеры, мастера используют
свою физическую мощь, умение контролировать дыхание и ловкость. Такое
мастерство приходит с опытом. Необходимая толщина стекла определяется
предназначением изделия и требуемой глубиной резки. Дополнительные элементы,
такие как ручки для графинов, формируются и прикрепляются к основной структуре
вблизи печи, где стекло быстро твердеет на воздухе.
Для контроля скорости затвердевания готовые изделия
размещают в специальной печи для отжига. Неравномерное охлаждение может вызвать
напряжение внутри изделия из-за различной толщины стекла. Отжиг может занимать
от пары часов до 16, в зависимости от размера и формы изделия.
После охлаждения кристалл превращается в "нерасписанный
лист" для мастера стеклореза. Чтобы начать резку, на изделие наносят
эскиз, используя красный свинец и терпентин. Используя механически приводимое
колесико с разнообразными кромками для разных видов реза, мастер начинает
оформление. Эти первоначальные резы неполированные, не такие искусные, как
конечные. Мастера-резчики - это истинные творцы, которые полагаются на свои
зрительные способности, интуицию, физическую силу и великолепную память, чтобы
создать узоры и резные элементы. Существуют два основных типа реза: клиновый и
плоский. Клиновые резы создаются с помощью алмазных инструментов, формируя
глубокие грани. Плоские резы используются для контраста с клиновыми, они менее
глубокие.
Для доведения кристалла до идеала используют круг из
песчаника. Этот этап требует особой аккуратности, поскольку именно на нем
формируется окончательный дизайн изделия.
В заключительной стадии изделие полируется путем обработки
специальной кислотной смесью, состоящей из серной и плавиковой кислоты. Кислота
удаляет самый верхний слой кристалла, делая его блестящим и гладким.
Для некоторых детальных гравировок используется метод
интальо, где с помощью медных колесиков на изделие наносятся изображения или
текст. В основном, гравированные предметы, такие как спортивные трофеи,
уникальны и сделаны на заказ. Создание такого произведения может занять
множество часов ручной работы. По завершении каждое изделие тщательно осматривается,
после чего оно упаковывается в материалы, предназначенные для представления и
защиты шедевра.
Контроль качества
На заводе по производству свинцового хрусталя качество пронизывает каждую стадию работы. Основную роль в контроле качества играют сами мастера своего дела, используя свой бесценный опыт и исключительные навыки. Даже при стремлении сохранить дизайн, традиции и стандартизацию узоров, каждое изделие остается уникальным. Мониторинг качества проводится на каждом шагу производственного процесса, что минимизирует риск выпуска дефектной продукции. Недостаточно качественные изделия не направляются на дальнейшую обработку. Этот контроль также учитывает небольшие отклонения, неизбежные при ручном изготовлении, и различия в подходах отдельных резчиков и мастеров.
Отходы производства
В процессе создания свинцового хрусталя нет побочных
отходов. Благодаря строгому контролю сырьевых процессов и этапов, таких как
отжиг, отсутствует образование мусора или брака. Одним из преимуществ
стекольной промышленности является возможность повторного плавления продукции.
Благодаря этому многие заводы могут гордиться отсутствием дефектной продукции,
так как они имеют возможность полной переработки любого неудачного изделия.
Будущее производства хрусталя
Свинцовый хрусталь обещает светлое будущее благодаря своей
привязанности к ручному труду и изысканности. Многие семьи и коллекционеры,
даже не обладая огромным богатством, с гордостью формируют свои коллекции
хрустальных изделий или статуэток на протяжении жизни. Эта страсть к красоте и
ценности передается следующим поколениям, как и сами предметы коллекции.
Мастерство, вложенное в каждую хрустальную вещь, оценивается даже в эпоху
цифровизации. Современные дизайнерские решения также несут в себе глубокое наследие
и умение их создателей. Такое глубокое уважение к традициям вероятно сохранится
и в следующем столетии, как это было и раньше.